Архитектура и искусство

Архитектура и искусство

Современное искусство

В 2013 году аэропорт начал программу по привлечению в Пулково предметов современного искусства. Нацеленность аэропорта — скульптуры и картины современников, причем петербуржцев.

«В новом терминале Пулково нашлось место современным художникам — это добрый знак.

Практика установки в аэропортах произведений новейшего искусства как-то нас миновала — нужно было лететь в Венецию, чтобы в Марко Поло увидеть скульптуру Ботеро или в Сингапур, чтобы подивиться на самый большой в мире динамический объект „Кинетический дождь“ (создатели — бюро art+com).

Справедливости ради отметим, что здание Пулково-1 архитектора Александра Жука в арт-добавках не нуждалось: решение сквозных стоек-парусов само по себе скульптурно (жаль, что поздние интерьерные самодельные перестройки начисто испортили образ). Так или иначе, перед новым терминалом стоит бронза Дмитрия Каминкера, скульптора вполне современного мышления, которому удалось в свое время, вопреки консервативно-стилизаторскому бренду питерской пластики, поставить в городе несколько по-настоящему острых произведений (скульптура „Гребец“ и др.).

Перед терминалом — своего рода памятник перволетчику: обобщенный образ русского авиатора времен первых летательных аппаратов, каждый полет которых был непредсказуем. Перволетчик „по Каминкеру“ — своего рода авиакентавр: этажерка (летательный аппарат) и фигура авиатора являют собой единое целое. Монумент отлит из бронзы, материала тяжелого — и это качество обыграно автором: природа металла как бы преодолена идеей полета. Каминкер добивается зрительного эффекта динамики — создается ощущение, что этажерка раскачивается на лету, поворачивается по ветру, как мобиль Калдера. А может, как ветряк на крыше...

Вообще этот момент архаического (особо ощутимый на фоне хайтековской архитектуры) — в обработке материала (бронза, фактурно трактованная как дерево), в конструкции, ее „ненадежности“ и эфемерности, — как мне представляется, несет большую образную нагрузку. Он стирает инерцию восприятия полета как дела обыденного, автоматического, и возвращает нас к ощущению полета как чуда. Архаического, детского удивления перед самой возможностью отрыва от земли: аппарат тяжелее воздуха, да и мы — не пушинки, а летим, летим!

В интерьерах терминала — работы двух не менее известных мастеров: Александра Флоренского и Дмитрия Шорина. Они заслуживают отдельного разговора. В целом повторю: инициатива (и риск!) приглашения действительно современных художников для работы над столь важным проектом вселяет определенные надежды».

Александр Боровский, арт-критик, заслуженный деятель искусств России

К открытию нового терминала приурочены три проекта

Скульптура «Авиатор» Дмитрия Каминкера, установленная перед входом в терминал

Дмитрий Каминкер — выдающийся петербургский скульптор. Монументальные работы Дмитрия Каминкера установлены во многих городах России, а также Германии, Дании, Канаде и других странах. В собрании Государственного Русского музея находятся семнадцать работ скульптора. Произведения Дмитрия Каминкера также представлены в собрании Государственной Третьяковской галереи и музеях других городов России.

Скульптор, как в советском марше авиаторов, вложил своему герою «вместо сердца — пламенный мотор», за спиной у него выросли крылья, а за ними пристроилась и остальная часть биплана. На похожих самолетах летали пионеры авиации.


Смысл композиции: строители самого современного аэропорта XXI века отдают дань уважения людям, которые создавали авиацию — летали на самолетах, собранных из реек, проводов, картона.

«Возможно, это ангел или даже ангел-хранитель аэропорта. Но вообще внешне я его делал похожим на Бориса Россинского — одного из первых летчиков России, он еще до революции занимался организацией летного дела (Россинского называли „дедушкой русской авиации“). С небольшой бородкой он напоминал сказочного персонажа, витязя и немного Дон Кихота. Получился собирательный образ, сказочно-исторический».

Дмитрий Каминкер

Иллюстрации замечательного художника Александра Флоренского к книге «Петербургская азбука» украсили зал выдачи багажа

Александр Флоренский — известный петербургский художник, один из основателей ленинградской арт-группы «Митьки», автор иллюстраций к культовому трехтомнику Сергея Довлатова (90-е). Графика Флоренского всегда была митьковской визитной карточкой.

«Петербургская азбука» — это пейзажные зарисовки топонимов города на все буквы русского алфавита. Например, на букву О — Обводный канал, его длина, ширина и когда прорыт. А на букву С — Смоленское кладбище, а также снег на нем, собака на снегу, река Смоленка рядом и туалет поодаль.

«„Петербургская азбука“ — 33 картинки про мой личный Санкт-Петербург, но я надеюсь, что она может оказаться любопытной как петербуржцу, так и приезжему, и что каждый зритель хоть что-нибудь найдет там для себя».

Александр Флоренский

Выставка «Петербургская азбука» Александра приурочена к выпуску изданной при поддержке аэропорта Пулково одноименной книги.

Девушки-ангелы в зале вылета

Совместный проект аэропорта Пулково и музея современного искусства «Эрарта» Санкт-Петербург.

Скульптуры, созданные петербургским художником Дмитрием Шориным, представляют собой девушек с будто бы вросшими в их спины крыльями самолетов. Скульптуры являются своеобразным воплощением мечты о летающем человеке, которой «болели» Леонардо да Винчи и русские футуристы. Крылья скульптур — уменьшенные копии крыльев современных авиалайнеров.

«Мои скульптуры — это восхищение человеческой мечтой о полете! Все-таки мы полетели, преодолев земное притяжение и звуковой барьер, время и пространство».

Дмитрий Шорин

Всего в терминале — четыре такие скульптуры.

Скульптура Петр Первый Автор Михаил Дронов

Статуя первого российского императора, «прорубившего для России окно в Европу», создана специально для аэропорта Пулково известным российским скульптором Михаилом Дроновым. Она выполнена из Пулковской глины и отлита в бронзе. Высота скульптуры — 2 м 20 см с учетом основания — соответствует полному росту Петра Великого.

Сотрудничество с музеями

В 2013 году аэропорт Пулково начал сотрудничать с Государственным Русским музеем. Основная экспозиционная часть музея занимает пять зданий: Михайловский дворец (главное здание музея) с выставочным комплексом Бенуа, Михайловский (Инженерный замок), Мраморный дворец, Строгановский дворец и Летний дворец Петра I. В залах аэропорта демонстрируется фильм о Русском музее. Аэропорт Пулково приглашает посетить этот замечательный музей.


Терминал Пулково-1 (часть нового аэровокзального комплекса)

Здание Пулково-1 - часть единого аэровокзального комплекса.

Терминал Пулково-1 возведен в  1965–1972 годах по проекту архитектора Александра Жука (1917–2008) и открыт в мае 1973 года. Здание еще слишком молодо, чтобы быть официально признанным памятником, но архитектурное сообщество Петербурга считает его таковым, называя одним из  лучших проектов , осуществленных в СССР в  1970-е годы. Здание является едва ли не самым выдающимся представителем позднего модернизма, в значительной мере сохранившимся до наших дней.

Главная находка Александра Жука при проектировании Пулково — это пять световых фонарей, которые являются выдающимся примером соединения функционального назначения с эстетикой, определившей облик всего здания в целом. Кроме того, фонари служат его опорами. Каждый из стеклянных куполов как бы «стекает» на несущую колонну в центре. Вокруг колонн, под фонарями, сделаны пролеты сквозь все этажи здания. Это позволяет пассажирам ориентироваться в пространстве аэровокзала. За эту работу Александр Жук был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР.

Световые фонари в народе получили название «пять стаканов». По этому поводу существует забавная версия, легенда. Говорят, что облик аэропорта архитектор Александр Жук разглядел в обыкновенном советском граненом стакане. Рассказывают даже, что якобы однажды архитектор выпивал с коллегами, решил, что хватит, и перевернул стакан на столе. И в этот момент в голове родился образ будущего здания.

«Здание аэропорта Пулково-1 — замечательный образец ленинградской архитектуры 1960−1970-х годов. Ценность его тем выше, что создавался он в тот период, когда однообразное типовое строительство агрессивно вытесняло индивидуальное авторское творчество.

В композиции здания убедительно реализованы конструктивные и эстетические возможности железобетона. Распластанный по земле параллелепипед подчинен теме горизонталей, как было принято в неоконструктивистской стилистике тех лет. Но архитекторы избежали диктата прямого угла, уделив повышенное внимание силуэту. Над плоской крышей возвышаются пять стеклянных объемов, напоминающих гигантские опрокинутые стаканы. Поднятые на внутренних грибовидных опорах, они наполняют светом свободное пространство главного зала.

Аэропорт Пулково-1 вступил в строй в 1973 году. На следующий год его авторы были удостоены Государственной премии. Сегодня настало время включить здание в число памятников, состоящих под государственной охраной».

Борис Кириков, историк архитектуры, лауреат Анциферовской премии за общий вклад в современное петербурговедение

Новый терминал аэропорта Пулково открылся 4 декабря 2013 года

Чтобы подчеркнуть петербургский стиль, архитекторы использовали элементы, которыми знаменит город, а именно мосты, реки, острова.


Проект здания нового терминала аэропорта Пулково разработан лондонским архитектурным бюро Grimshaw & Partners Ltd. Бюро участвовало в проектировании многих аэропортов, в том числе аэропортов Цюриха, Манчестера, Куала-Лумпура и других, а также железнодорожного вокзала Ватерлоо в Лондоне.

Волнистый потолок на первом этаже терминала — это метафора Невы и ее изгибов, а оригинальная, сложной конструкции, крыша, которая при свете солнца становится золотой — вызывает в памяти и позолоченные купола церквей города, и его яркие огни. К слову, если смотреть на крышу изнутри, она кажется скоплением бумажных самолетиков. Стеклянные элементы крыши отсылают к знаменитым световым фонарям на историческом здании Пулково-1 — это дань уважения архитектору Пулково-1 Александру Жуку. А мостами связаны в новом терминале два острова (части): часть, где пассажиры регистрируются на рейс, и часть, расположенная за пограничным контролем.